среда, 1 февраля 2012 г.

ИдеалЬ славянской девушки глазами французского циника

     Мне было бы гораздо проще, если бы я завела блог, когда только научилась читать; или когда прочла свою первую книгу; ну или хотя бы тогда, когда поняла, что книги будут моей страстью на всю последующую жизнь, и в будущем я прочту их не один десяток (а может и сотню). И вот сейчас мне приходится прямо-таки разрываться на части – много прочитанных книг, много любимых авторов – и обо всех сразу хочется написать. Среди самых-самых для меня - Мануэла Гретковска, Януш Леон Вишневский, Иоанна Хмелевская, Юрий Андрухович, Милан Кундера, Мишель Уэльбек....


     Пожалуй, имея уважение к авторской мысли, которую я позаимствовала в описание блога, посвящу первый пост Фредерику Бегбедеру.
     Лично, к сожалению, с ним не знакома. Google рассказывает, что во Франции, да и в других странах мира, Бегбедер известен как скандальный гуляка, не имеющий ни стыда ни совести.) Его романы не оставляют равнодушными абсолютно никого – одни искренне восторгаются ими, а другие испытывают чуть ли не отвращение. Как говорит сам Бегбедер – это ему и нужно. Пусть плюются, пусть возмущаются, пусть проклинают все на свете – только бы не оставались равнодушными. И здесь я не могу с ним не согласиться, ведь, как известно, черный пиар это тоже пиар.) А как по-другому? Конкуренция достаточно велика. Как бы там ни было, Бегбедер стремительно и открыто заявил о себе, пройдя путь литературного критика, копирайтера, телеведущего, редактора, актера порнографического жанра(!) и, наконец, обосновался на троне главного циника Франции. Не думайте, что я сейчас нехорошо отзываюсь об этом человеке, наоборот, я делаю ему комплимент.)


  При желании, и знании французского – персональный сайт Ф.Бегбедера здесь



 Для себя я открыла его после нашумевших «99 франков», потом «Рассказики под экстази», сейчас в ожидании томится «Любовь живет три года»; но сегодня мне бы хотелось остановиться на романе-поиске русской красавицы, выход которого во Франции обернулся колоссальным скандалом. Итак, «Идеаль».








 Действие романа, что весьма льстит нашему славянскому читателю, разворачивается в России. Герой Фредерика Бегбедера – Октав Паранго, с которым мы уже имели честь познакомиться в «99 франков», - колесит по русским землям в поисках идеальной девушки, которой посчастливится стать лицом косметической компании. Но есть одно ма-а-аленькое условие: она должна обладать идеальными пропорциями, причем не только тела. Вот тут-то и проявляется весь цинизм Бегбедера и ему подобных вместе взятых. При отборе во внимание берется все, и стандартный набор «180см + 90/60/90» - это только половина (а может, и меньше) вашего успеха. Учитывается длина носа, симметричность бровей, взмах ресниц, белизна зубов (по шкале RAL, а вы как думали), эксклюзивность ключичной впадины, овальность пупка и другие немыслимые пропорции между отрезками и участками тела. Да, чуть не забыла, если вы старше 24 – вы автоматически обречены на провал, идеальный возраст – не старше 16.



"Красоту можно свести к математическому уравнению: скажем, дистанция между основанием носа и подбородком должна равняться промежутку между верхом лба и бровями. Существуют правила, от которых никуда не денешься, в частности «золотое сечение» (1,61803399), результат деления, например, высоты пирамиды Хеопса на половину ее основания. Вы должны получить эту цифру, разделив свой рост на расстояние ступни-пупок, и ей же в идеале будет равняться частное от деления отрезка ступни-пупок на промежуток пупок-макушка. В противном случае вы неебабельны."


Циничный отбор «товара», по-другому и не назовешь. Читая, даже немного ежишься и тихо радуешься, что не попалась ему на глаза; невольно вспоминаешь обо всех своих недостатках - лишнем сантиметре на бедрах, или несовершенстве мочки уха.)) Я лично могу оправдать Бегбедера в глазах тех, кто возненавидел его после прочитанной цитаты. Во-первых, относитесь ко всему с юмором и некой долей иронии, в том числе и к прочтению книг. Во-вторых, это шоу. В печатном виде. Автору хочется «зацепить» читателя, и если это получается – замечательно. И, в-третьих, на момент романного путешествия по России, герою Бегбедера 40, или 40 с хвостиком, лет. А это, как известно, легендарный мужской кризис среднего возраста. Когда на горизонте «маячит» приближающаяся старость, когда сексуальные желания просыпаются с новой силой, ровесницы не интересуют, а юные красавицы довольно переборчивы... Впрочем, сам Бегбедер так не считает:


"Оттого что я все время грыз ногти, пялясь исподлобья на малолеток, у меня вырос горб. Я кадрил самых непорочных в надежде, что не захочу их. А трахался с ними, только чтобы не поцеловать. У меня создалось ощущение, что я сношаюсь с глянцевой бумагой. Приятно было помять немножко журнальных куколок. У меня выработался закаленный взгляд мужика, перешедшего от фрустрации прямиком к насыщенности. Мое тщательно продуманное равнодушие очень нравилось новоиспеченным моделькам. Мотаясь с одной вечеринки на другую в компании самых обалденных красоток на свете, я глушил себя таблетками. Подумать только, когда-то мужчины соглашались страдать!"

По словам Октава Паранго, каждую ночь в его постели оказывалась новая Лолита, и каждая последующая была лучше и краше предыдущей. Что ж, здесь каждый вправе остаться при своем мнении.


"Я старею в мире, где стареть запрещено. Я привык косить под молодого: черные мятые рубашки, прорванные на коленях джинсы, кашемировый свитер с треугольным вырезом от «Zadig&Voltaire» на голое тело, взъерошенные волосы, типа только что с постели в любое время суток, плюс недельная бородка для легкого налета бунтарства (вообразите себе большевика с машинкой для стрижки в зубах), спортивные туфли, спорта не нюхавшие, майки-поло в облипку в подражание худющим британским рокерам и джинсы «слим» с заниженной талией, чтобы не обтягивали валик растущего брюшка. Я не пользуюсь дезодорантом — чем вонючей, тем моложе. Себе на сорокалетие я подарил не замшевую куртку, а две замшевые куртки. Каждое утро я рыдаю, выщипывая седые волоски на макушке, в ушах и ноздрях. Я сдабриваю щеки автозагаром, чтобы отливать оранжевым, а не зеленым. Я то и дело провожу рукой по волосам, желая убедиться, что они никуда не делись. Ночью, лежа в ванне, подбираю волоски, плавающие на воде, и прилепляю их на бортик, как маньяк, страдающий обсессивно-компульсивным расстройством, после чего торжественно погребаю их в мусорном ведре. Словно старый трансвестит, я испытываю на себе все новые омолаживающие кремы — восстанавливающий «Dior Homme Dermo System» с содержанием заживляющего B-ecdysone и фосфата витамина Е, скрабгель с морским критмумом «Océalys», освежающий гель глубокой очистки от «Clarins», отшелушивающий гель для лица, полный крошечных гранул, которые перекатываются по коже, словно синтетический песок, не говоря уже о концентрированном увлажняющем креме «Facial fuel energizing moisture treatment for men» от «Kiehl's». Ботокс и коктейль DHEA-мелатонин оставлю себе на будущий год. Слушаю Диамс, чтобы не отставать от поколения «Нет-Нет». Мне исправили близорукость при помощи лазера, искромсав сетчатку, как в «Андалузском псе» Бунюэля, чтобы я мог обходиться без очков (раньше я смахивал на Ива Сен-Лорана, теперь строю из себя Иисуса Христа). Я собираюсь обзавестись фарфоровыми зубами и сделать себе улыбку как у Кита Ричардса (чистенькую, а не цвета беж). Единственное, что меня пока сдерживает, — это расценки моего дантиста-визажиста: 20 000 евро за пять сеансов, — дороговато за вставную челюсть. Я уже практически записался в спортивный клуб, чтобы повибрировать на тренажере «Power Plate». Прежде чем привести домой девушку, я потихоньку принимаю виагру-100, чтобы смочь три-четыре раза, как будто мне на двадцать лет меньше. Я люблю повторять, что моя глупость — не более чем глупость времени, в котором я живу, но в глубине души понимаю, что время — это просто козел отпущения и моя глупость — мое личное достояние. В сорок с хвостиком мы несем ответственность за свое несчастье, даже если выглядим свежее, чем оно. Да, я совсем забыл сказать, что ушел от жены, потому что она была моей ровесницей.
Ну и вот: я старик поневоле. Не смейтесь — бывают люди, которые рады, что стареют. Правда, они не у власти."

Так выглядят прочитанные мною книги)

     Не удивительно, что Бегбедер цитирует в своем романе русских поэтов и писателей – Тургенева, Пушкина, Достоевского, Солженицына. Даже «травит» русские анекдоты:

"- Что находится на последней странице инструкции к автомобилю «Лада»?               - Расписание автобусов."

     Заканчивается роман... нет, не хеппи-эндом. Довольно неожиданно. Не обходится, конечно же, и без любви. Вот мне интересно до сих пор, существует ли в действительности Лена Дойчева, девушка, косившая в «Идеаль» под чеченку? В общем, вы имеете полное право на собственное впечатление от романа. Так что, читайте. Рекомендую.



3 комментария:

  1. Кира, ты очень здорово пишешь.) Я смотрела когда-то фильм 99 франков. Честно мне ужасно не понравился!! ) Но фильм и книга как правило очень отличаются. ИдеалЬ почитаю. Благодаря твоему посту у меня сложилось впечатление, что у автора довольно интересный стиль. А еще очень интересно почитать о России со стороны иностранца)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо) Я обычно такие фильмы (которые снимаются по книгам) - смотрю после прочтения, фильм не донесет всей авторской мысли. И, кстати, 99 франков не смотрела, и даже не знала, что сняли фильм)

    ОтветитьУдалить
  3. так и надо делать:сначала книгу, а потом фильм. ) это только я такая наверное ) А фильм вроде 2007 года. Вот думаю может и пересмотрю его. За это время у меня вкусы очень поменялись )

    ОтветитьУдалить